Телефон горячей линии: 8-952-64-5555-4 В избранное  
   
 
 

Искусство составления ароматов


Традиционно духи представляли собой смесь фитоэссенций, экстрагированных из пряностей, трав, цветов, листьев и древесины, в которую добавлены фиксаторы, вещества, которые увеличивают длительность действия запахов. Современные духи — это концентрированные эссенции ароматных веществ, в состав которых входят наряду с фитоэссенциями различные искусственные вещества. Наиболее дорогие типы духов имеют более высокое содержание природных веществ по отношению к искуственным. В дополнение к сказанному следует заметить, что для правильного смешивания пахучих веществ, тонкие ароматы должны быть правильно отфильтрованы и выдержаны.

В мире существует приблизительно 3000 сырьевых материалов, которые доступны парфюмерам для создания духов. Говоря о процессе создания духов, парфюмеры используют понятия верхней, средней (сердечной) и базовых (основных) нот. Эти понятия нужны для описания различных элементов, которые входят в состав полностью готовой композиции духов.
В девятнадцатом веке французский парфюмер Септимус Пьесс (Septimus Piesse) разработал систему классификации для парфюмеров, которая соотносится с музыкальной гаммой. Он описывал духи как музыкальную тему, в которой каждый аромат вносит свой вклад в общую гамму мелодии. Фактически, Пьесс сравнивал октавы запахов с музыкальным произведением. В системе классификации Пьесса, используемой до сих пор, каждому запаху соответствует своя музыкальная нота. Если духи составлены правильно, то конечная мелодия запаха, от момента нанесения духов до того момента, как они полностью исчезнут с кожи, будет содержать только правильные ноты.

В 1923 В.А. Почер (W. A. Poucher) добавил к опубликованной работе Пьеса метод классификации, основанный на скорости испарения пахучих компонентов духов. Разделив шкалу на деления от 1 до 100, Почер соотнес верхние ноты запахов с числами от 1 до 15, поскольку они испаряются быстрее всего.
Например, мандарину соответствует число 2, кориандру — 3, мускатному ореху — 11.
Средним нотам соответствуют числа от 16 до 69. Так, например, майорану — число 18, гвоздичным почкам — число 22, а абсолюту жонкили и иланг-иланг — число 24. Ароматам розы, туберозы и абсолюту жасмина присваивалось число 43.
Основным нотам духов, которые дольше всего остаются на коже, соответствуют числа от 70 до 100. В том числе: гальбануму и опопанаксу соответствует число 90, дуднику (дягилю) (angelica) — число 94, а многим дорогостоящим фиксативам — число 100.
Те из них, которым присвоены наибольшие значения по этой шкале, испаряются более медленно. В их число входят ароматы ладана, бензойной смолы, пачули, чефраса, дубового мха, ветиверии и бобов тонка (tonka bean). Система классификации Почера была усовершенствована в 1991 году, она до сих пор используется парфюмерами как руководство при создании композиций духов. Исторически сложилось так, что приступая к созданию новой парфюмерной композиции, парфюмеры, на производственном сленге называемые «носами», начинают работать с конструкцией, которая называется «орган». Орган состоит из рядя изогнутых, ступенчатых полок, похожих по форме на церковный орган. На полках располагаются фитоэссенции в соответствии с категориями, принятыми в парфюмерии, например, цитрусовые или пряности. Также у парфюмера должно быть большое количество специальных основных композиций, в которых содержатся уже готовые аккорды синтетических или природных эссенций.
Сегодня очень немногие парфюмеры работают на органе. Вместо этого они творят в лаборатории. Современный парфюмер, которого все еще называют «носом», начинает создание духов с определения спецификации продукта, разработанной в соответствии с пожеланиями заказчика. Эта спецификация учитывает концепцию запаха, которую желает получить заказчик, параметры цены, идеи стиля, упаковки, а также примерную аудиторию, на которую рассчитан конечный продукт.
Учитывая жесткую конкуренцию в мире парфюмерии, все эти компоненты, а именно, собственно аромат, упаковка и название играют одинаково важную роль в коммерческой успешности продукта.

Ноты, нити, октавы
Композиция духов содержит отдельные ноты (так в парфюмерии называют фитоэссенции и эфирные масла). Термин «ноты» можно отнести как к отдельным компонентам запаха, например, запахом жасмина, ладана или лимона, так и к смеси фитоэссенций и эфирных масел, которые имеют свой собственный аромат. Ароматы, сочетаясь друг с другом, образуют верхнюю, среднюю и базовую ноты всей композиции. Термин «общая нить» описывает способность духов перетекать из одной фазы или "ноты" в другую таким образом, что эти переходы ощущаются гармонично, а фазы не диссонируют друг с другом.
И наконец, термин «октава» относится к степени, с которой отдельный запах или ингредиент, проявляется в процессе высыхания духов.

Верхние ноты
Верхние ноты (по-французски - notes de tete) — самые легкие и наиболее быстро испаряющиеся части парфюмерной композиции. Они создают первое впечатление от аромата духов. Они исчезают через несколько минут. Но при этом нельзя забывать, что запахи верхних нот успевают смешиваться со средними нотами по мере того, как эта фаза проявляется в композиции. Здесь уместно употребить термин «аккорд». «Аккорд» — это гармоничное сочетание различных нот. Поскольку семейство цветочных ароматов — это самая многочисленная группа ингредиентов, то для создания верхних нот духов используется намного больше компонентов, чем для создания средних или базовых нот.

Цветочные запахи
Герань, ромашка, гардения, бархатцы.

Фруктовые запахи
Персик, груша, слива, абрикос, малина, дыня, почки черной смородины.

Запахи зелени
Гальбанум, гиацинт, лаванда, розмарин, мята, базилик, шалфей.

Запахи пряностей (некоторые из них проявляются как верхние ноты)
Корица, кардамон, гвоздика, кориандр, перец.

Цитрусовые запахи
Лимон, бергамот, петигрен, лайм, ананас, нероли, мандарин/танжерин.

Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.

Средние ноты
Средние ноты (по-французски - notes de Coeur) определяют характер духов. Именно по средним нотам духи относят к категориям (цветочные, цитрусовые и т.п.). Кроме того, они могут влиять и на базовые ноты композиции. Недаром средние ноты называют «сердечные ноты». Для того, чтобы проявились средние ноты, требуется около десяти минут. Они могут ощущаться на коже в течение нескольких часов, гармонируя с поддерживающими их базовыми нотами композиции.
Средние ноты, как правило, имеют цветочные запахи.
К ним относятся: гвоздика, цикламен, желтый нарцисс, франжипан, фрезия, герань, гелиотроп, мед, жимолость, ирис, жасмин, жонкилия, сирень, ландыш, магнолия, мимоза, нарцисс, цветы апельсина, орхидея, пион, роза, душистый горошек, тубероза, фиалка, кувшинка, белая лилия, иланг-иланг.

Основные ноты
Основные (базовые) ноты (по-франузски - notes de fond) ощущаются позже верхних и средних нот, придавая духам глубину. К разряду основных нот часто относят фиксативы, поскольку они удлиняют время испарения духов или «время высыхания» и удлиняют время жизни аромата на коже.
К ним относятся: серая амбра, бальзамы, бензойная смола, бобровая струя, кедр, цибетин, кумарин, ладан, лабданум, мускус, мирр, дубовый мох, пачули, смолы, чефрас, стиракс, бобы тонка, ваниль, ванилин, ветиверия.

Время высыхания духов
Моментом высыхания духов считается такой, когда на коже начинает доминировать основная (базовая) нота. Обычно этот период занимает от получаса до часа, если у человека сухая кожа, и пятнадцать минут — если кожа жирная.
"Время высыхания" - это и есть стойкость духов. Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата.


Метки: ,

   

  © Курсы парфюмерного мастерства, 2009-2012
Наш телефон: 8-952-64-5555-4