Университет парфюмеров


Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l'Aromatique Alimentaire (ISIPCA) был основан в 1970 году Жан-Полем Герленом. Ежегодно сюда поступают около 400 студентов. Помимо парфюмеров, ISIPCA готовит специалистов по маркетингу парфюмерной и косметической продукции, менеджеров для производства ароматных добавок, а также менеджеров парфюмерной и косметической промышленности

До создания ISIPCA парфюмерному делу можно было научиться только в лабораториях парфюмерных фабрик. Поэтому раньше профессия парфюмера была династической: парфюмерами становились дети и близкие родственники владельцев фабрик. Школы при лабораториях парфюмерных фабрик попрежнему существуют (например, в Грассе), но они набирают очень ограниченное число учеников. Наука парфюмерного искусства тесно связана с изготовлением парфюмерных изделий, поэтому и обучение на парфюмера проходит в рамках промышленно-технического образования. Студенты заключают профессиональный договор с парфюмерными предприятиями, на которых они стажируются после каждого этапа обучения, а эти предприятия за них платят школе. Таким образом каждые два месяца студенты чередуют лекции и практические занятия в институте со стажировкой на парфюмерном производстве. А вот тому, кто хочет учиться без профессионального контракта, придется заплатить около 10000 евро. Каждый год на парфюмерное отделение ISIPCA принимают по 20 человек.

Берут только тех, кто уже окончил три курса химического факультета в любом вузе. На первом этапе вступительных экзаменов абитуриенты сдают органическую химию и проходят ольфактивные тесты, то есть тесты по распознаванию запахов. Им предлагают «узнать» простые запахи - например, лаванду, лимон, корицу, некоторые породы деревьев. И, кроме того, их ждет собеседование по общим проблемам парфюмерии и косметики. После первичного отбора проходит еще одно собеседование, в котором участвуют не только преподаватели института, но и руководители парфюмерных фабрик. Они стараются оценить, насколько глубоко и серьезно влечение абитуриента к парфюмерному делу. Каждый человек со здоровыми дыхательными функциями может стать парфюмером. Чтобы получить диплом инженера парфюмерной промышленности, нужно пройти двухгодичный курс на парфюмерном отделении. Предметы самые разнообразные: углубленное изучение органической химии, методология производства, подробнейший анализ ароматоносителей, основы производственного законодательства, организация и менеджмент производства, всемирная история парфюмерного дела. И конечно, занятия ольфактивностью и составлением духов - им уделено около половины учебных часов. Речь идет о развитии памяти на запахи. Чтобы четко запомнить запах, будущий парфюмер должен прежде всего научиться идентифицировать его, то есть определить его ольфактивную категорию и его основные качества, а для этого необходимо уметь правильно нюхать. Профессиональный парфюмер легко сопоставляет реальный запах с тем образом, который он как бы записал обонятельными нейронами своего мозга в памяти. Поэтому ольфакторная память - это чисто интеллектуальный процесс, и настоящий «нос» может почувствовать запах уже по описанию его составных частей, даже при физическом отсутствии аромата. В неделю у студентов от 7 до 14 часов ольфактивности. Каждое занятие длится минимум 3,5 часа и строится примерно так: первая его часть посвящена разбору 12 запахов - 6 природных и 6 синтетических - то есть полученных искусственно, химическим путем. Сначала объясняют, в чем состоят особенности каждого запаха, каковы его происхождение и его носители, его главные составные части. Изучают специальную ольфактивную лексику, и затем студенты сами стараются описать изучаемый аромат. Вторая часть занятия посвящена тестам вслепую, blindtests: студенты нюхают анонимный пробник и стараются определить, что это за запах. Сначала тест состоит всего из пяти запахов, но концу второго года обучения студенты должны легко распознавать все триста исходных запахов. Подобно тому, как музыкант для беглости пальцев ежедневно играет гаммы, начинающий парфюмер должен тренировать свое обоняние один - два часа в день. Для этого в начале обучения каждый студент получает чемоданчик с пузырьками 300 эссенций на которых вместо названия ароматов стоят номера, а расшифровка этих номеров находится на особом листе. Дома будущий «нос» нюхает пузырек и распознавать запах, и если он его легко распознает значит он его запомнил. Во время обучения студентам нельзя пользоваться парфюмерными средствами, поскольку постоянное присутствие посторонних запахов притупляет обоняние. На выпускном экзамене студент должен вслепую узнать, идентифицировать и описать 12 запахов, выбранных наудачу из 300. Чтобы получить тройку, необходимо распознать хотя бы 10 запахов из предложенных двенадцати. «Носом» может стать практически каждый человек, но необходимо прилежание. Составлению новых композиций духов или, по нашей терминологии, «формулированию» студенты учатся в середине первого года обучения, когда их ольфакторная память уже достаточно развита. Прежде всего они должны твердо овладеть основными приемами: знать аналитическое описание компонентов, взвешивать и смешивать эссенции, составлять гармоничные пропорции ароматов. После овладения этими навыками можно создавать и духи. Начинают студенты с «формулирования» естественных природных запахов. Например, запах розы состоит из 700 компонентов. Все их воссоздать, конечно, невозможно, но важно попытаться построить ольфактивную пропорцию основных составляющих с определенной долей нюансов, которая приблизилась бы к запаху настоящей розы. Потом воссоздаются традиционные благовония. Начинают с одеколона и освежающей воды, а потом приступают к созданию знаменитых духов. Студенты реконструировали Chanel №5, L'Air du Temps от Nina Ricci, Vent Vert от Balmain. На втором году обучения студенты приступают к воссозданию духов, созданных недавно. В этом году это были Rockin' Rio от Escada и Le Baiser du Dragon от Cartier.
Весь второй год студенты создают свои собственные духи. Спонсорами этого престижного проекта являются знаменитые парфюмерные фирмы. Весь курс совместно со студентами с отделения маркетинга делится на небольшие группы: выбирается тема духов (в этом выборе не последнюю роль играют спонсоры); одна группа занимается координацией проекта, другая созданием дизайна флакона и упаковки, третья реализацией на производстве, четвертая маркетингом, и так далее. Главная группа из 5-6 человек работает целый год над созданием формулы новых духов. Всего выпускается 3000 флаконов, и эти духи от ISIPCA довольно высоко котируются у коллекционеров духов. В этом году была выбрана тема «Античное сладострастие» с преобладанием запахов розы. А духи, созданные прошлогодними выпускниками, назывались «Пряности» и пахли специями. Нужно много времени, чтобы стать настоящим «носом». Это долгий путь. Только через 10 лет выпускник получает статус парфюмера, и за это время он начинает распознавать уже около 500-600 запахов. А на крупных парфюмерных фабриках есть парфюмеры, способные различать около 1500 запахов.

Жан Гишар (выпуск 1973 года) создал ароматы для Cacharel (Eden) и Nina Ricci (L'Air du Temps)
Анне Флипо (выпуск 1984 года) принадлежит авторство духов Роuр'ее для Rochas и Rykiel Woman
Анник Менардо (выпуск 1988 года) сочинила духи для Lolita Lempicka, женские и мужские аромагарля Emporio Snam и Miracle So Magic! для Lancome
Франсис Кюрджан (выпуск 1992 года) стал создателем мужской туалетной воды Le Male Жана Поля Готье, а также женских духов Miracle для Lancome

Еще интересные статьи:







  © Школа Парфюмерного Мастерства 2016-2017 Рейтинг@Mail.ru